Как составить объяснительную записку
Наверное, каждому из нас в своей жизни – в школе или на работе, приходилось слышать такую распространенную фразу: «Пиши объяснительную!».
Чаще всего, конечно, объяснения приходиться давать из-за опозданий: на уроки – школьникам, на работу – взрослым. Хотя, конечно, и в том, и в другом возрасте существует и множество других причин для написания подобных записок.
О том, в каких случаях чаще всего приходится писать объяснительную и как это правильно делать мы и постараемся рассказать в этой небольшой статье.
Официальные письменные объяснения
Объяснительная…Что же это такое и с чем её едят?! Сегодня на просторах интернета можно найти огромное множество образцов таких записок, порой довольно юмористических, а в некоторых случаях даже откровенно глупых. Объяснительная записка – это своеобразный деловой документ, который обычно используется лишь внутри организации, когда людям приходится давать логичное (хотя бывает и алогичное) объяснение своим поступкам, чаще всего негативным.
Иногда требования с сотрудника объяснительной не имеет никаких веских причин, а его целью является желание «приструнить», т.е. немного дисциплинировать сотрудников – если речь идет о действиях, которые не имеют особо негативных последствий для рабочего процесса и людей (например, опоздание на несколько минут утром, возвращение с обеда позже положенного времени и т.п.). Но если дело касается каких-то происшествий, значительных событий и тому подобного, объяснительная записка играет важную, а порой и просто обязательную роль.
Не зависимо от того, в роли кого вы будете выступать: требовать от сотрудника письменный объяснений, либо в качестве работника составлять данный документ, объяснительная записка (образец которой можно посмотреть в конструкторе QuickDoc) будет необходима в следующих случаях:
-
если идет привлечение к мат. ответственности;
-
если оформляется увольнение по причине прогула;
-
если обнаружен факт подложных документов при трудоустройстве;
-
если сотрудник пришел пьяным – для его увольнения либо отстранения.
Пишем объяснения правильно
Целью любой объяснительной записки является выявление причин произошедшего, то есть проведение своеобразного расследование: почему так произошло и кто (либо что) послужил этому виной. Безусловно, работодатель требует подобный документ от взрослого, разумного человека – поэтому не стоит давать глупых, нереальных объяснений, выглядит это нелепо и в первую очередь выставит вас не в лучшем свете. Конечно, любой человек может просто-напросто отказаться от написания записки, но это вряд ли улучшит его положение.
Любую объяснительную можно условно разделить на 2 основные части:
-
в первой части дается описание произошедшего (что произошло, когда и в какое время);
-
во второй части обычно описываются причины случившегося (например, следует конкретно указать, почему воспитанники детсада оказались за территорией ДОУ и т.п.).
Общепринятой и унифицированной формы объяснительной не существует, но обычно используется следующее:
-
«шапка» записки - кому и от кого она написана;
-
основное содержание - сущность объяснений (когда, что и почему произошло);
-
дата и подпись объясняющегося.
Если вы никогда не сталкивались с необходимостью составления объяснительной, то основные моменты и сам образец записки вы можете найти на сайте QuickDoc по следующей ссылке http://www.quickdoc.ru/kadry/docs/other/obyasnitelnaya_zapiska/.
Комментарии
13 июля 2016 в 22:47
Здравствуйте. Мой муж работает стрелком в ВО, работает на одном объекте. Начальник караула устно дал указание перейти на другой объект, где надо работать на компьютере, а муж не владеет компьютером, отказался. Устно сказали написать объяснительную. Как грамотно написать объяснительную?
Оставить комментарий